Детский сад № 109 г. Санкт-Петербурга
ГлавнаяГлавная            ФотогалереяФотогалерея            О детском садеО детском саде            Платные услугиПлатные услуги            Методические разработкиМетодические разработки            КонтактыКонтакты            Вопросы и ответыВопросы и ответы            ОтзывыОтзывы            Полезные ссылкиПолезные ссылки            
  
Печать
Опытно-экспериментальная работа

Тема:Социальное партнёрство как технология развития вариативности форм дошкольного образования

Научный руководитель:Паршукова Ирина Леопольдовна, заведующая Центром факультета дошкольного и начального школьного образования, доцент кафедры педагогики и психологии детства ЛОИРО, кандидат педагогических наук


Сетевое отраслевое взаимодействие учреждений рассматривается сегодня как важнейший фактор стабилизации сложившейся в последние годы ситуации в образовании. Констатируемое падение качества педагогической деятельности ( на уровне всех ее компонентов, как то: целей, средств, процесса, результата ) обусловлено разрушением традиционных связей между образовательными учреждениями. Сегодня фактически каждое звено системы образования , а по большому счету и каждое отдельно взятое учреждение, «выживает» в одиночку, строит работу с воспитанниками , мало ориентируясь на особенности образовательной ситуации в микрорайоне..

Причиной сложившейся ситуации является и вводимая в последние годы вариативность образования. С появлением задачи диверсификации сети возникла и проблема взаимодействия образовательных учреждений на всех уровнях системы образования. Причем взаимодействие ОУ на одной ступени образования ( например, ДОУ друг с другом ) не менее острая проблема, чем взаимодействие учреждений различных ступеней ( например, ДОУ и начальной школы ).

Казалось бы, условием эффективного сетевого взаимодействия учреждений в условиях вариативности сети должны быть разнообразные формы и содержание контактов. Однако, как показывает практика, и формы, и новое содержание контактов сами по себе не являются гарантом качественного взаимодействия , не позволяют разрешить накопившиеся проблемы.

Так сложилось, что проблема сетевого взаимодействия решается традиционно на двух уровнях: как обеспечение непрерывности образования, и как реализация преемственности в организации образовательной работы.

И в том , и в другом направлении деятельности учреждений имеются сегодня как положительные, так и отрицательные результаты.

Какие же управленческие решения могут снизить остроту проблемы?

Как известно, деятельность образовательных учреждений в последние несколько лет целиком и полностью направлена на модернизацию содержания образования, разработку образовательных программ. Модернизация содержания образования ( в логике Концепции содержания непрерывного образования ) в учреждениях, проходящая зачастую стихийно, «в слепую», так как механизм ее реализации не отработан до сих пор, привела к тому, что реализуемое педагогами содержание представляет собой некое «лоскутное одеяло», набор мало взаимосвязанных друг с другом программ, технологий, учебных пособий.

Усугубляется положение дел правом образовательных учреждений на самостоятельный выбор учебного комплекта , что часто заканчивается внедрением в практику работы с детьми некачественной книжной продукции, которая буквально экспансируется в детские сады и школы. Бездумное использование данной продукции без учета особенностей каждого конкретного учреждения и образовательной ситуации в микрорайоне в целом, привело к распаду не только непрерывности, но и преемственности в работе учреждений.

В результате, нет взаимосвязи и последовательности в работе различных образовательных учреждений , нет информации о реализации единого социального заказа в районе, нет и не может быть качества образовательной деятельности.

В этой связи органам управления образованием необходимо продумать механизм формирования единого социального заказа в районе ( например, районная адресная программа образовательных услуг ), который определял бы уровень и содержание деятельности ( профиль ) каждого учреждения, гарантировал создание условия для реализации различных непрерывных и преемственных маршрутов образования. 

Это важно еще и по другой причине.

Определяя особенности реализации концепции содержания непрерывного образования в условиях вариативности образовательных учреждений целесообразно ответить на два вопроса: «Чем сегодня отличаются учреждения образования ? Существует ли вариативность образовательных учреждений на практике?» 

Учреждения , как известно, различаются условиями работы: статусом, направлен-ностью деятельности в рамках определенного типа или вида учреждения ( школа-сад, детский сад, центр развития ,прогимназия и пр. ) .Однако статус может быть подтвержден только по результатам проведенной аттестации и аккредитации, которую прошло не так много учреждений. Получается, что приоритетное направление не может пока рассмат-риваться как основание для отраслевого взаимодействия учреждений ( в частности, детского сада, школы учреждений дополнительного образования ). В этой связи, важнейшим управленческим решением должно стать ускорение темпов аттестации образовательных учреждений и присвоение им определенного статуса, который поможет урегулировать и ситуацию с социальным заказом в районе. Далее.

Непродуманное обновление программно-методического комплекта в учреждениях без учета особенностей контингента детей, родителей и педагогов ,о котором упоминалось выше, нередко приводит к значительному превышению требований стандарта, создает дополнительные трудности в реализации непрерывности образования. Во многих ДОУ имеет место перенос в практику работы с детьми на пороге школы неспецифичных для данного возраста школьного содержания, методов и приемов организованного обучения, когда детей 4-5 лет учат по пособиям 6-7 летних детей. Как результат, у 80% детей 5,5 лет выявлены серьезные интеллектуальные нарушения Вот к чему приводят погоня за количеством программ, непродуманная реализация родительского запроса , неправильно организованное обучение , а также незнание законов и особенностей развития детского организма на каждом возрастном этапе. 

В этой связи, специалистам органов управления и учреждений образования необходимо продумать систему мер по профилактике школьной дезадаптации, предусматривающую координацию в работе различных специалистов, так или иначе способствующих решению задач преемственности. Целесообразно разработать комплекс организационно-педагогических условий и критерии функционирования ОУ «Школа - детский сад» , направленных на поддержание их передового опыта и творческих инициатив.

Реализация проблемы сетевого взаимодействия ОУ предполагает также разработку документов к функционированию учреждений - «образовательных комплексов», центров инклюзивного образования позволяющих эффективно решать задачи непрерывности и преемственности на уровнях: семья- ДОУ- школа- дополнительное образование.

Комитет образования – АППО – районные органы управления образованием– детские сады и школы – это звенья одной цепи, назначение которых: обеспечить целенаправленность и систематичность в работе учреждений, урегулирование возникающих в практике их работы негативов , а также пропаганду в педагогической и общественной среде современного содержания и методов работы. 

В этой связи, методической службе следует обратить внимание на возрождение опыта прошлых лет, восстановить традиции проведения курсов повышения квалификации ( совместно для педагогов ДОУ и начальных школ ), районных конференций, методических обьединений,творческих активов, советов по преемственности и других форм работы. Целесообразно провести Коллегии в Комитете по вопросам сетевого взаимодействия ОУ.

Результатом данной деятельности должны стать единые критерии готовности ребенка школе ( диагностическую карту преемственности ), разработанные с учетом оснований преемственности образовательных учреждений, предлагаемых в документах Министерства образования РФ. Данные критерии , определяемые на выходе ребенка из ДОУ , должны стать основанием обеспечения непрерывности и преемственности в работе специалистов детского сада и начальной школы, точкой отсчета при разработке педагогом индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника.

Все вышеуказанные проблемы возможно будет осуществить только при условии активизации работы образовательных учреждений с семьей, т.к. именно родители сегодня являются лицами, отвечающими за реализацию непрерывности и преемственности в образовании как главные социальные заказчики. В этой связи, проблема сетевого взаимодействия учреждений есть проблема поиска эффективных форм и содержания работы образовательных учреждений с семьями воспитанников. Необходимо принять ряд управленческих решений, направленных на создание условий для повышения образовательного и культурного уровня родителей , пропаганду здорового образа жизни.

Новые формы дошкольного образования, вводимые поэтапно в последние годы, такие как: диагностико-консультационные пункты, семейные клубы и группы, лекотеки, социальные центры поддержки семьи и детства и другие могут помочь учреждениям образования качественно решать вопросы удовлетворения социального заказа дифференцированно.

Реализация данных задач позволит обеспечить преемственность в работе учреждений образования и решить накопившиеся за последние годы проблемы их отраслевого взаимодействия в работе учреждений образования и решить накопившиеся за последние годы проблемы их сетевого взаимодействия.

 

 
Новости
С Днем Матери!
Поздравляем всех мамочек с Днём матери. Во всех группах проходят праздники с чаепитием. Приглашаем мам!
Подробнее...
 
С Днём воспитателя!

Поздравляем наших дорогих воспитателей с их праздником! 

Подробнее...
 
Открытие сайта!
Сайт садика открылся 28 марта 2009 года!
 
CB Login
"Детский сад № 109" © 2008 г.
Дизайн: Кузнецов Алексей
Личный кабинетКарта сайтаГлавнаяПочтаРодителямВоспитателямПосмотреть все новости